Всю жизнь на переднем крае
 

Сколько учителей было на Земле? Трудно сказать. Одни размышляли о смысле жизни, о Добре и Зле, другие учили Добру, а третьи просто учили жить. Я думаю, что  учитель это не профессия, а призвание. С этим даром нужно родиться, потому что быть Учителем – значит быть примером для своих учеников всегда и во всём. Каких учителей любят больше? Объективных и справедливых, строгих и добрых, но обязательно знающих и уважающих достоинство своих учеников.

Таким учителем был  и остаётся для многих поколений евстратовцев - Шаповалов Андрей Александрович. Много учителей в разное время работало в школе. Кто-то вышел за порог школы и о нём забыли, а  Андрея Александровича и сейчас поминают добрым словом. Долгое время он работал в Евстратовской школе учителем географии, умер пятнадцать лет назад. Последние ученики Андрея Александровича уже очень взрослые люди, но его имя до сих пор звучит в стенах школы. Каким человеком  был этот сельский учитель, почему память о нём до сих пор жива? Я изучала исследовательскую работу «Хранитель памяти» выпускницы школы Урывской Натальи, беседовала об Андрее Александровиче  Шаповалове с разными людьми, – родственниками, коллегами, бывшими учениками, - и поняла одну простую вещь, что любовь к людям и родной земле, которую  учитель прививал своим воспитанникам и односельчанам, дала свои всходы. Забота об  учениках, сидящих за партами, и о тех, кто давно ушёл в большую жизнь, остаётся с учителем навсегда. Каждому учителю приятно слышать от учеников слова благодарности, идущие из глубин души, совсем не похожие на лесть. Это самая лучшая оценка их труда. Слова же своего учителя  уже убелённые сединами люди  до сих пор вспоминают, как главное напутствие в их жизни.

 Для нас, сегодняшних, Андрей Александрович -  фронтовик - орденоносец, создатель сельского краеведческого музея, настоящий Учитель и Человек.

Глава 1. «Так закалялась сталь»

Родился Андрей Александрович  в селе Евстратовка 25 октября (по старому стилю) 1915 года, а день рождения праздновал всегда 7 ноября (по новому стилю). Его старшая дочь  Татьяна узнала об этом уже после его смерти и была очень удивлена.  Я думаю, что Андрей Александрович, наверное, очень сильно любил свою страну и решил жить с ней в едином времени. Трудно это понять и об этом судить нам, нынешним.

В большой крестьянской семье Шаповаловых он был третьим ребёнком, а всего у Александра Максимовича и Прасковьи Ивановны было шестеро сыновей. Детство Андрея пришлось на трудные годы – революция, Гражданская война, но именно эти годы закалили его, научили верить в то, что впереди  ждёт лучшая, светлая жизнь, и приближать эту жизнь нужно своими делами. Современник трагических событий братоубийственной брани, он позже соберёт воспоминания участников тех боёв и станет инициатором установления памятника на Лесовой жертвам Гражданской войны. Рано познал Андрей тяжёлый крестьянский труд, нанимаясь батраком  пас волов, пахал и сеял, помогая семье. В 1922 году он пошёл в  начальную школу хутора Выселки Меженки (ныне хутор Славянка), которую успешно закончил. Любимым его предметом была математика. Очень хотелось учиться дальше, и он пешком, в лаптях, с холщёвой сумкой, отправился в город: обучался в школе, которая в настоящее время является  школой  № 2 города  Россошь. В то время желание учиться у голодных и обездоленных крестьянских детей  было очень сильным. С 1933 по 1935 год Шаповалов Андрей учился на рабфаке, а потом был направлен в Екатерининскую неполную среднюю школу, где  ровно год Андрей Александрович  проработал  учителем истории.  На первую зарплату молодой учитель купил первый в своей жизни костюм, правда, не без помощи отца, продавшего  для этого корову. Потом его перевели в Шекаловскую  неполную школу, а оттуда 10 марта 1937 года молодой учитель был призван в ряды Красной Армии. Как человека имеющего образование его направили на обучение  в школу младших командиров-радистов. В марте 1939 года Андрей Александрович уже курсант младших политруков при Политуправлении МВД города Москвы. С 1939 года Шаповалов А. А. – политрук курсантов роты РПУ имени Ворошилова. Затем, с июня 1940 года он служит политруком у курсантов Телавского стрелково-миномётного училища, а с августа 1940 года – политруком топографо-картографической роты 128 ОБС. В это время в мире было не спокойно, по Европе расползалась «коричневая чума», приближая к границам горячо любимой Андреем Александровичем родины войну. Политруки уже тогда были на переднем крае, воспитывая  будущих героев, беззаветно преданных Отечеству, и самим не соответствовать высокому идеалу им было нельзя. Для коммуниста Шаповалова служение  Родине никогда не было просто словами, этому личным примером он учил и своих подчинённых.

 

 Политрук Шаповалов

…Ваше слово на той войне,

К сердцу путь, самый верный выбрав,

Шло с гранатами наравне,

Со снарядами всех калибров.

 

Вы бросали людей в штыки,

Наносили врагу удары,

Замполиты, политруки,

А по-прежнему - комиссары.

 

Обжигая командой рот,

Видно участь у вас такая,

Всюду первыми шли вперёд,

За собою нас увлекая…

                  (М. Матусовский)

Для Андрея Шаповалова война началась в сентябре 1941 года, когда он был направлен политруком роты на Южный фронт.

«Священной обязанностью военных комиссаров и политруков являлись личное бесстрашие, мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками. «Военный комиссар,— говорилось в «Положении о военных комиссарах РККА»,— должен воодушевлять войска на борьбу с врагами нашей Родины. В наиболее серьезные моменты боя военный комиссар обязан личным примером храбрости  и отваги поднять боевой дух войсковой части и добиться безусловного выполнения боевого приказа».

 Гитлеровские захватчики в своих преступных планах разгрома Советских Вооруженных Сил с особой ненавистью  относились к политическим работникам. В официальном «Распоряжении о комиссарах» гитлеровского командования от 6 июня 1941 г. указывалось, что на политических комиссаров «не распространяется защита, предоставляемая военнопленным международным правом» и что «их следует уничтожать». (Вспомните часто встречающийся в фильмах о войне эпизод: немецкий офицер перед строем русских военнопленных со словами: «Коммунисты и комиссары – шаг вперёд»!)

 Имена многих политруков навечно вписаны в героическую летопись истории Великой Отечественной войны. Первый в войне великий подвиг самопожертвования во имя Родины совершил под Новгородом политрук 

 А. К. Панкратов, закрыв своим телом вражеский пулемет, обеспечив нашим бойцам возможность для наступления.

В битве за Москву шагнул в бессмертие политрук В. Г. Клочков, возглавлявший группу героев-панфиловцев — истребителей танков у разъезда Дубосеково. В те дни родились крылатые слова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва». А. К. Панкратов и В. Г. Клочков посмертно были удостоены звания Героя Советского Союза.

Отмечая величие подвига, совершенного политработниками армии и флота в начале войны, газета «Правда» в передовой статье «Политрук — душа роты» 22 марта 1942 г. писала: «В историю Великой Отечественной войны, как одна из славных и почетных ее фигур, войдет фигура политрука, с автоматом в руках, в маскировочном халате и каске идущего впереди и увлекающего за собой бойцов к достижению возвышенной и благородной цели — разгрома германских фашистов и освобождения своего Отечества»[1].

18 октября 1942 года, участвуя в боях за Таганрог, когда  немецкие войска прорвали оборону, лейтенант Шаповалов вместе с отделением связистов попал в окружение. Двигаясь по тылам противника, им удалось 12 ноября выйти из окружения и попасть к «своим».

Вот один из боевых эпизодов, записанный Шаповаловым А. А.:

«Наши войска, после тяжёлых боёв летом 1942 года, недалеко от города Ростова-на-Дону, отходили в район города Майкопа, а затем дальше в горы. Я в это время командовал ротой связи. Один полк нашей дивизии был окружён  немцами в районе реки Пшехи  - притока реки Кубани. Связь с этим полком была прервана. Был получен приказ любыми средствами восстановить связь с отрезанным полком. Я взял трёх солдат-связистов, и мы отправились на выполнение задания. Стоял августовский, жаркий день. Мы целый день пролежали, замаскировавшись в кустах, изучая обстановку на передовой, выбирая маршрут движения. Наблюдая за расположениями немецких войск, мы заметили, что вражеские огневые точки и солдаты находились на возвышенностях, а балки и низины ни кем не контролировались. Эту ситуацию мы и решили использовать. Нам предстояло, как оказалось потом, пройти в тылу немцев около трёх километров, дважды пересекая позиции немцев. Вечером, когда стемнело, мы двинулись по намеченному пути балкой к селению, а затем по огородам в сторону окружённого полка. Под покровом ночи эта задача была выполнена.  Немцы нас не заметили, и мы навели связь, которая работала двое суток. За это время командование согласовало  совместные действия с окружённым полком, и вражеское кольцо было прорвано. Полк был спасён. За выполнение этого задания вся наша группа была награждена. Я был представлен к ордену Красной Звезды».

И таких эпизодов в военной биографии  капитана Шаповалова было немало.

За заслуги перед Отечеством Андрей Александрович был так же награждён:

-  Орденом Отечественной войны I степени от 16 мая 1944 года, который получил в 2004 году;

- Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.»;

 - Орденом Отечественной войны I степени от11 марта 1985 года.

После второго ранения в апреле 1944 года был отправлен в тыл, где проходил дальнейшую службу, и лишь 15 мая 1948 года был уволен в запас и вернулся в родное село.

 Учитель -  энтузиаст.

Биография типичная для того, военного поколения. Как и многие миллионы его сверстников и соотечественников он прошёл дорогами войны, был ранен, награждён. После возвращения домой пришёл работать в Евстратовскую семилетнюю школу учителем географии. Да так и остался здесь на долгие годы. Можно было найти место более доходное, перспективное, но призвание быть учителем победило.

Его первые выпускники рассказывают о нём так. «Я никогда не был отличником. Любил пошалить на уроках. Ростом я небольшой и всегда сидел на первой парте, а мой закадычный  друг -  сидел за последней,- вспоминает Солопов Василий Иванович.- Но это не мешало нам общаться на расстоянии. Посмотрим друг на друга и начинаем смеяться. Андрей Александрович был человеком добрым, но в тоже время и строгим. «Поднимайтесь!» - сурово требовал он. А стоя уже не забалуешь. Внимательно, затаив дыхание слушали мы его объяснения. Рассказывал он очень хорошо, интересно и доступно. На следующем уроке я получал оценку «5». Знания по географии потом пригодились мне в армии. Послали меня учиться в школу сержантов, а знание политической обстановки тогда было на одном из первых мест. Легко мне было работать и с картой, никаких трудностей  в этом я не испытывал. Вот тогда я и оценил требовательность учителя. Много раз заочно я сказал Андрею Александровичу «спасибо!».

Мой дедушка - Анатолий Михайлович Прохоренко  учился хорошо. И ему      за это была награда. Единственную уцелевшую « Политическую карту мира» подклеивать. Такой чести удостаивались не многие.  В его взрослой жизни будет и правительственная награда – орден Трудового Красного знамени, но та детская награда осталась самой важной и самой ценной.

Всё время, работая в школе, Андрей Александрович вёл фото кружок.  Многие дети, благодаря ему, научились делать панорамные съёмки, когда надо было захватить очень большую территорию. На один снимок изображение не помещалось, делали второй, а потом уже готовые фотографии соединяли. Это было настоящее искусство, куда там цифровой фотографии до тех снимков! И сколько было радости, если всё удавалось.

Николай Михайлович Прохоренко – родной брат моего дедушки, из более поздних  учеников Андрея Александровича, вот что вспоминает:  «Когда пришли в начальные классы, то с осторожностью смотрели на высокого полноватого дядьку, который во время перемены ходил по коридору. Опасно было шалить рядом с таким великаном. А потом Андрей Александрович стал нашим классным руководителем. В школе было соревнование на лучший класс. Учитывали всё: поведение, учёбу, собранный металлолом. Сидеть на черепахе было позорно. А вот лучшему классу полагалась бесплатная путёвка в столицу Родины - город Москву. Старались, как могли, и победа досталась нашему классу! С нами поехал наш классный руководитель. Сколько пришлось ему вытерпеть в поездке от своего боевого класса! Пока Андрей Александрович расплачивается в метро за проезд с контролёром, мы успевали на эскалаторе съехать вниз и подняться наверх. Контролёр ругается, но нас этим разве остановишь! Были ещё путешествия в Ленинград и Волгоград. Везде с нами был наш классный руководитель  -  Андрей Александрович.

А сколько путешествий было по родным местам! Есть о чём вспомнить.

Откуда у нас столько оврагов? Оказывается, люди помогают. На экскурсии увидим это наглядно.

А Белое озеро вовсе и не озеро, а луг. Только много здесь солонцов, поэтому его так и назвали. А ещё в это, так называемое Белом озере, во время войны упал самолёт лётчик Сергея Яковлевича Макевнина. Его имя носит наша школа и до сегодняшнего дня. Нашли там осколки разбившегося самолёта. Решили разыскать родных лётчика. Андрей Александрович был во главе поисковой группы. Много сил и времени ушло на поиск. И  радостно было встретиться с сестрой и братьями погибшего  героя. Они приезжали в школу, где был открыт бюст их брата. После встречи многие годы с ними велась переписка».

Вот, что вспоминает о Шаповалове А. А.  учитель математики – Голубова Тамара Васильевна: «Он был очень доброжелательный, давал много добрых советов начинающим свою профессиональную деятельность учителям. Коллектив преподавателей в Евстратовской школе тогда был одним из лучших в районе. Это была одна большая семья, а Андрей Александрович был в ней главным консультантом. Его эрудиции молодые учителя просто завидовали, удивлялись, когда он находил время для отдыха. Добропорядочный, дисциплинированный, обладающий большим чувством юмора и талантом, он был душой школьного коллектива. Его никто не помнит сердитым, ворчащим. Это был воспитатель с большой буквы.

Андрей Александрович знал много обычаев села. В школе часто проводились семейные вечера учителей, костюмированные баллы, юморины, и всегда их организатором был Андрей Александрович.

Любимой игрой ребят всегда была «Зарница». Андрей Александрович привлекал к ней родителей, отслуживших армию. Создавались отряды, каждому давался маршрут, причём многокилометровый. Настоящий поход, очень увлекательный и познавательный. Всё было как в жизни. Здесь были разведчики и снайперы, пехота и санитары, и даже настоящая полевая кухня с кашеварами. Всех их – разведчиков, санитаров, фотокорреспондентов готовил сам Андрей Александрович, лично и заранее. Летом в школе во главе с Андреем Александровичем ребята занимались разведением тутового шелкопряда. Заработанные деньги шли на организацию экскурсионных поездок по городам – героям: Севастополь, Краснодон, Москва, Ленинград».

По словам Полтариковой Галины Ивановны – завуча школы: «Учитель – прежде всего, воспитатель будущего поколения. В сельской школе отношения между учителями и учениками более близкие, почти  семейные. Ребята бегут к преподавателю  со своими радостями и горестями, со всеми новостями. В школьной мастерской Андрей Александрович каждому находил занятие по душе, учил держать молоток, мастерить кормушки для птиц, чинить школьную мебель,  сбивать стенды, ремонтировать ограду… Во время работы рождалось настоящее товарищество, происходил более тесный контакт между учеником и учителем, так необходимый ребёнку. Чуткость и доброта  Андрея  Александровича помогала развить ребятам чувство собственного достоинства, и ребёнок начинал  с пониманием и уважением относится к окружающим, учился любить людей, окружающих его».

Зинаида Николаевна Дядя – заведующая сельской библиотекой,  хранительница сельского музея помнит Шаповалова Андрея Александровича таким: «Просто это был человек для людей, гражданин с большой буквы. Не встретиться с ним, проживая в селе, было просто невозможно. Это был прекрасный человек, к  которому шли люди с большими и малыми проблемами: за рецептом по консервированию, за советом по кролиководству и пчеловодству, показать собранные грибы, посоветоваться по фотоделу, приготовить чудодейственную прополисную  мазь, просто поговорить. Он же никогда никому  ни в чём не отказывал, не взирая на свои болезни помогал каждому».

Никогда он не был равнодушным человеком. Когда в стране началась антиалкогольная кампания, то сам  Андрей Александрович, будучи не любителем спиртного и односельчан призывал к этому. Он выступил на собрании и привёл факты, сколько за последние несколько лет от алкоголя погибло людей в селе. Цифры были внушительные. Село объявили зоной трезвости.

Пожалуй, единственным человеком в селе, который задумался над сохранением памяти о наших односельчанах, прошедших войну стал именно Андрей Александрович. Тогда были живы ещё многие участники войны. Юные следопыты под руководством фронтовика и учителя начали вести поисковую работу. В каких боевых действиях принимали участие, какие награды имеют наши односельчане. Всё надо было в точности описать. И только благодаря этой работе сохранились сведения о многих фронтовиках.

Будучи уже на пенсии, Андрей Александрович продолжал свою работу. Добился, чтобы в сельском доме культуры открыли музей истории села. Не один раз сходил к   председателю колхоза Н. В. Матвееву, но сумел убедить в необходимости этого начинания. Музей появился. Шаповалов сам его возглавил, и  продолжал вместе с такими же, как он, энтузиастами собирать экспонаты, расширяя экспозиции.

Когда в школу преподавать историю пришла Зубарева Елена Ивановна, Андрей Александрович пригласил её в гости «на разговор». Поговорили о школе, учениках, жизни, а потом старый учитель достал из укромного местечка тетрадь в коричневом переплёте: «Возьми, как- нибудь займёшься. Сергей Фёдорович всё отмахивался от меня, не хотел заниматься этой «ерундой».

Полистала Елена Ивановна тетрадь: незнакомые фамилии, чужие судьбы. Задумалась молодая учительница: «А получится у меня?» Вопросительно посмотрела на Андрея Александровича.  В то время она даже не верила сама, что когда-то займётся этой работой. «Получится»- уверенно напутствовал её пожилой учитель.

Прошло время. Для городского жителя, которым остаётся Елена Ивановна и сейчас, село стало родным, люди, живущие в нём близкими знакомыми, а многие учениками: бывшими и настоящими.

И теперь вместе со своими учениками стала писать она об учителе- фронтовике, его учениках, селе. Не прервалась связь поколений. И за это большое спасибо мудрому Учителю.

 

Человек Андрей Александрович был особенный.  Свои личные проблемы держал в себе, не любил  плакаться в жилетку. Всегда у него была своя жизненная позиция, которой он придерживался. Я не была лично знакома с Андреем Александровичем, но очень благодарна ему, что приходя в сельский музей, вижу фотографии двух своих прадедов - Прохоренко Михаила  Ивановича  и Прохоренко Егора  Прокоповича, фронтовиков, храбрых солдат. Мне кажется, что они смотрят мне не в глаза, а прямо в душу, как-будто, спрашивая о чём-то. Может быть о том, правильно ли я живу? Хочется быть достойной их светлой памяти, не подвести  и не предать.

Слушая воспоминания разных людей о Шаповалове Андрее Александровиче, я невольно задумалась, как, пройдя через горнило той страшной войны, сумел он сохранить чистой свою душу и горячим, любящим сердце? Всю свою жизнь он был как бы на переднем крае, то с оружием в руках, защищая родную землю, то своим личным примером, зажигая сердца окружающих людей добром и любовью, воспитывая патриотов, мальчишек и девчонок,  помнящих и знающих свои корни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

[1] "Великая Отечественная война." Вопросы и ответы.

П.Н.Бобылев , издательство "Политиздат", Москва, 1985 г.

 

 

Hosted by uCoz