Навечно в памяти народной.

 

План.

I.                   Введение. Вспомним их поименно…

II.                Навечно в памяти народной. (Крылатые витязи).

1.      Лётчик Синицын.

2.       Школа  носит его имя. (С. Макевнин).

3.      Отважные соколы. (Е.Овчинников и Ш.Казаев).

4.      Бесстрашный штурман. (А. Тананушко).

5.      Ас «ночного бомбардировщика». (Константин Серпокрылов).

6.       Лётный экипаж. (Федор Титаренко).

7.       Поиск. (Младший лейтенант Бойков).

8.      Легендарный летчик. (И.Н. Кожедуб).

III.             Заключение. Нашей Победе – 60.

 «От героев былых времен

Не осталось порой имен…

Только гордая память их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь,

Нам завещанный одним,

Мы в груди храним».

                                                                                 (Песня из к/ф. «Офицеры»)

 Память – это живой источник, который соединяет поколения, питая  и  наполняя потомков силой и мудростью предков. Навечно в памяти народной останутся события Великой Отечественной войны, и, конечно же, люди, которые делали все, что могли, а иногда и больше, чтобы обеспечить нам мирное,  светлое будущее. Мы должны, мы обязаны хранить в памяти их имена. Имена людей, проявлявших нечеловеческие стойкость и мужество.

Ровно шестьдесят лет прошло со дня великой Победы. И каждый год, в один и тот же день мы отдаем дань памяти этим героям. Тема Великой Отечественной войны всегда интересовала и будет интересовать множество людей. Ведь, я считаю, каждый человек должен знать  героев, самоотверженно защищавших нашу Родину.

В нашей школе есть традиция. Каждый год шестнадцатого декабря  ученики нашей школы собираются на линейку Памяти, посвященную летчику Сергею Яковлевичу Макевнину, имя которого носит школа. Звучат слова, которые, кажется, проникают в сердце каждого присутствующего и откладываются в сознании благодарностью за беспримерный подвиг нашего народа.  И в душе рождается стремление быть достойным этого подвига.

  В юбилейный год Великой Победы нашего народа над фашисткой Германией, конечно же, актуальным является изучение героических страниц истории Великой Отечественной войны и событий в истории родного края. В своей работе я поставил задачу собрать и обобщить материал о летчиках, чей  фронтовой путь связан с россошанской  землей. Для этого я решил изучить экспонаты музеев сел Евстратовка и Новая Калитва, а также познакомиться с публикациями на военную тематику газеты «За изобилие».

Некоторые волнующие эпизоды из боевой жизни летчиков, геройски сражавшихся в россошанском небе, были взяты мною для этой работы.

Много времени прошло, но в памяти людской свежи воспоминания о жестоком времени немецкой оккупации. Почти полгода томились наши земляки под игом фашистов. За это время только в Россоши захватчики замучили, расстреляли и задушили в душегубках 1,5 тысячи советских военнопленных и мирных жителей. Люди ждали освобождения, верили в силу Красной Армии. И свобода пришла. Ее ценою были огромные жертвы, которые понесли наши воины. Сегодня мы должны уметь увидеть подробности  того великого подвига.

 В декабре 1942 года, когда на Дону готовилось наступление, за наше будущее дрались настоящие отважные соколы. В эти дни совершил свой подвиг летчик Синицын.

В самом начале декабрьского прорыва под Калитвой Синицын получил задание – вылететь в ближайшие тылы врага, разведать, по каким дорогам подтягивают немцы резервы. За Россошью он заметил вражескую автоколонну, прошелся несколько раз над ней, сбросил бомбы, обстрелял из пулемета. Казалось бы, все: задание выполнено, но Синицын заходит снова в хвост колонны, садится на дорогу в сотне метров от гитлеровцев, разбежавшихся по кустам, и, не глуша мотора, пересадив только к головному пулемету штурмана, выскакивает из самолета и бежит с пистолетом в руке к машине, замыкающей немецкую автоколонну. Это был дерзкий, но хорошо рассчитанный подвиг разведчика.

Синицын вернулся на свой аэродром с ценнейшими сведениями и передал немецкую полевую сумку, полную документов, захваченных у вражеского офицера.

Так нашему командованию  стало известно не только о маршруте обнаруженной колонны, но и о намеченных гитлеровцами перебросках других резервов в этом районе. А Синицын был представлен  к званию Героя Советского Союза. Он не только выполнил порученное задание, но и в сложившейся ситуации, проявив инициативу и самоотверженность, сделал, казалось бы,  невозможное.

Изучая газетные материалы, я все больше убеждался, что это были люди неординарные, и каждый их вылет был подвигом.

В одном из воздушных боев с немецкими стервятниками в небе над россошанской землей погиб молодой летчик- штурмовик Сергей Макевнин. Более двадцати лет пролежали в болотистых непроходимых местах останки разбившегося советского самолёта. Долгое время никто не знал имени этого отважного лётчика, вступившего в неравный бой с фашистскими истребителями. Лишь усилиями новокалитвенских следопытов удалось выяснить, что пилотом  на штурмовике был Сергей  Яковлевич Макевнин. 

      С.Я. Макевнин родился в 1919 году в станице Усть-Медведицкой. Отец и мать Сергея были учителями, Сергей рос в большой и дружной семье шестым ребёнком. Восьмилетним мальчиком он поступил в школу. В связи с  переменой  места жительства его семьи, Сергей учился в нескольких школах.

      В 7-8 и 9 классах учился в городе Фролово в средней железнодорожной школе. В 1937 году из 9 класса Сергей поступил в Астраханский техникум  на отделение штурманов дальнего плавания. Он мечтал о дальних морских походах, о счастливой мирной жизни. Но стране были нужны летчики, и он пошел в летное училище. В 1937 году Сергей поступает в Балашовскую летную школу Гражданского флота. В связи начавшейся войной с Финляндией  оказывается курсантом Балашовской  военно-летной школы, которую заканчивает 15 июня, за неделю до войны. Два месяца он был в резерве в Воронеже. Первый его практический вылет был боевым.

Что может рассказать о человеческом характере фотография? Вижу на ней стройного, подтянутого юношу в военной форме, с правильными  чертами лица, с темным ёжиком волос, с узкими, сосредоточенными глазами. Наверное, он похож на многих своих сверстников, которые в незабываемом 41 испытывали одно и тоже чувство- любовь к Родине, готовность защитить своей грудью каждый дом.

    В боях молодой лётчик проявил хладнокровие и мужество. В заметке, опубликованной 7 ноября 1941 года во Фроловской  районной газете, говорилось: «65 успешных боевых вылетов на штурмовку вражеских сил – вот счет бесстрашного сокола Сергея Яковлевича Макевнина. Он уничтожил немало вражеской техники… Два ордена: «Красного Знамени» и  «Красной Звезды» - говорят о доблести и  геройстве Сергея Яковлевича…»

Сергея очень любили в части, его с любовью называли «Маком». Во фронтовой газете ему были посвящены стихи:

                     «Мак и ребята бьются лихо,

                     Им не страшен шквал огня:

                     Сотню фрицев в гроб вогнали

                     Их машины за два дня».

В 1942 году на Брянском фронте наши штурмовики наносили боевой удар по эшелонам противника. Группа успешно выполнила задание. Но, уже выходя из атаки, самолет Макевнина был сбит и упал на территории, занятой врагом. Летчик был ранен, но жив. Жители близлежащей деревни быстро переодели его и укрыли от немцев. Сергей принял решение перейти линию фронта. Через несколько дней он вернулся в часть и снова продолжал громить врага с воздуха…

Однажды в воздушном бою Макевнин был снова ранен. Пуля застряла в шее. Собрав силы, он выпустил весь боекомплект по враг,  лишь потом, обливаясь кровью, вышел из боя, долетел до ближайшего аэродрома и посадил машину. Уже на беговой дорожке Сергей потерял сознание.

Все это говорит о том, что Сергей был не только преданным сыном своей Родины,  но и отважным, мужественным человеком.

Больше всего на свете Сергей боялся оказаться трусом, и никогда им не был. В своём последнем письме Сергей писал домой родным: «… Пока воевал, не трусил. Если и погибну, то вам перед людьми моргать глазами  не придется…»

За Сергея краснеть не пришлось. Ни родителям, ни друзьям и близким, ни нам с вами, за кого он отдал свою молодую жизнь в двадцать четыре года. Он пал смертью храбрых. Вот что пишет о последнем бое Сергея полковник Захаров: «Было это 16 января 1942 года. Сергей Макевнин, я и лейтенант Пузанов вылетели на штурмовку вражеского аэродрома, что находился за     с. Евстратовкой. Задание было выполнено. На обратном маршруте между Новой и Старой Калитвой мы обнаружили огневые немецкие позиции. Сергей предложил их атаковать. Сделали три удачных захода. В это время неожиданно на нас напали два «мессершмитта». У нас были наисходе и горючее, и боеприпасы, но Сергей смело принял неравный бой… Вскоре он был или сильно ранен, или убит в самолете, так как машина его сразу вошла в пике…»

Вся короткая жизнь Сергея была полностью отдана служению народу и Родине. Его боевая характеристика ясно изложена в кратких словах комиссара полка майора Шияна: «Мастер штурмового удара по врагу, достойный сын нашей Родины, любимец всего коллектива нашей части. Сам летаю с 1932 года, но преклоняюсь перед его летным искусством!»

В дни празднования 25-летия освобождения Россошанского района в Евстратовку приезжали родственники Сергея Яковлевича - братья Александр Яковлевич и  Геннадий Яковлевич с женой Софьей Самойловной, сестра Екатерина Яковлевна Макевнина. На школьной линейке они выступали с воспоминаниями о своем брате. Решением исполкома Евстратовского сельского совета школе  было присвоено имя летчика Сергея Макевнина. На братскую могилу были возложены венки. Так была увековечена память о человеке светлой и мужественной судьбы -  Сергее Яковлевиче Макевнне.

Летчики 2-ой воздушной армии – Шалико Казаев и штурман Евгений Овчинников свой героический подвиг совершили в ночь на 17 января 1943 года, в самый разгар Остогоржско - Россошанской наступательной операции  советских войск. Они вылетели на самолете У-2. Это были отважные, опытные летчики. Слава об их боевых подвигах гремела по всему Воронежскому фронту. Казаев и Овчинников одним из первых в своем соединении стали кавалерами ордена «Отечественной войны». 17 января 1943 года их самолет не вернулся с боевого задания на базу…

Свыше двадцати лет судьба экипажа оставалась неизвестной. Но однополчане не забыли своих боевых друзей. Через военкоматы, через редакции газет они настойчиво пытались выяснить, что же случилось с ними?

Удалось установить, что самолет У-2  был сбит фашистами недалеко от поймы реки Черная Калитва  к востоку от Россоши. До последнего патрона отстреливался Казаев, прикрывая отход раненненого  штурмана Овчинникова. Он не сдался врагам и принял смерть в бою. Штурман Овчинников пошел в сторону реки и попытался пробиться  к  своим, чтобы доставить донесение, полученное в штабе корпуса. Казалось,  вот-вот он дойдет до реки Черная Калитва, где в село Морозовка уже вступали передовые подразделения наших войск. Всего несколько сот метров отделяло его от заветной цели. Но уйти не удалось: по следу летчика фашисты пустили собак. Свора овчарок бросилась на штурмана. Собаки повалили его на снег…

… Отступая из Евстратовки в северном направлении на Анновку, гитлеровцы привели с собой израненного и зверски избитого летчика в хутор Карачун. Овчинникова допрашивал немецкий офицер. Ни на один вопрос не ответил ему отважный воин. Гордо бросил он в лицо фашистам: «Я честно защищаю свою Родину». Переводчик посоветовал ему: «Рассказывай все, что знаешь. Будешь шоколад есть, как они», -и показал на стоящих рядом предателей. «Они нашу кровь пьют», - с презрением бросил Евгений в сторону фашистских прихвостней.

- Коммунисты не изменяют Родине!- такие были последние слова героя. Немцы расстреляли Евгения за несколько минут до того, как хутор Карачун был освобожден Советскими войсками…Крестьяне Дарья Сергеевна и Митрофан Филиппович Кулиничи,  Тимофей Матвеевич Евтушенко похоронили юношу по народному обычаю на хуторском кладбище.

В мае 1972 года в в Воронеже гостила большая группа ветеранов 2-й воздушной армии, сражавшейся в годы войны на Воронежском фронте. В числе их был и один из прославленных советских авиаторов - Герой Советского Союза генерал-лейтенант Феодосий Порфирьевич Котляр, бывший командир 208 авиадивизии. Генерал побывал в Россоши, на Красном Пахаре, в Евстратовской и Новокалитвенской школах, в Анновке и Карачуне. Он возложил венки на могилы воевавших под его командованием Ш. Козаева и Е.Овчинникова.

В 1986 году в День Победы из далекой Осетии приехала мать Шалико Козаева, чтобы побывать на месте гибели сына.

 Гвардии лейтенант Александр Константинович Тананушко – «отважный штурман», как окрестил его сотрудник воронежской областной газеты «Коммуна» П. Грабор, не сражался с фашистами в Россошанском небе, но ему довелось волей судьбы оказаться на оккупированной врагом территории  села Евстратовка. Долгое время в селе бытовала легенда об отважном летчике, которого укрыли от немцев местные жители, и который, захватив вражеский самолет, улетел на нем к своим. Эту легенду подкрепляло письмо, присланное в подольский военный архив на имя Валерия Шубного:

                                 «Россошанский КПСС Воронежской области сообщает, что в августе 1942 года в 10 км  от села Евстратовка  приземлился двухмоторный самолёт с двумя советскими лётчиками. Один лётчик был мёртвый, другой (фамилии никто не знает) покинул самолёт, прибыл в Евстратовку и жил некоторое время у колхозника Толстуна Никиты Даниловича, в данное время проживает в Ставропольском крае. По рассказам граждан, в сентябре 1942г. этот лётчик пробрался на немецкий аэродром возле села, бросил в легковую машину гранату, вскочил в  самолёт и улетел…

                                            20 июля 1963 секретарь КПСС  К. Даев». 

          Кто же он, этот безвестный герой? Долгие месяцы упорных поисков. Участники далёких событий, свидетели, архивные документы, однополчане помогли узнать его имя, воскресить в памяти подвиги отважного штурмана, выпускника Покровской неполной средней школы им. В.И.Ленина из Киргизии, комсомольца Александра Тананушко.

28 мая 1942 года в 17. 30 дня, он находился в прифронтовом населенном пункте (село Красная Долина Харьковской области) и его бомбардировщик ПЕ-2, шедший с боевого задания,  был атакован фашистскими истребителями. Экипаж самолета геройски отражал атаки вражеских «мессеров», но был подожжен и упал недалеко от села. Экипаж из трех человек погиб.

       Родным пришло извещение, что лейтенант Тананушко  пропал без вести. Но Александр не погиб. Сильно обожжённый, в  бессознательном состоянии  он  был схвачен фашистами и отправлен  в город  Николаев, в госпиталь для  военнопленных лётчиков. Больше месяца провалялся Тананушко на койке. Раны зарубцевались. Часами бродил Александр по двору,  огороженному двумя рядами  колючей  проволоки. Несколько  раз   его  водили  на  допрос.  Беседовали  пока  мирно.  Но  он  хорошо  понимал,  что  это  до  поры  до  времени. Из разговоров ему стало ясно, что  фашисты  хотят  склонить  его  к  измене  и  ждали,   когда   он   окрепнет.  В  случае  отказа ему грозил  расстрел  или  концлагерь. Александр  принял  твёрдое  решение: бежать! Об  этом  же  думали  лейтенант  Яков  Сорокин  и  майор  Константин Кашин. Бежать  решили  вместе. Ждали  момента. Через  несколько  дней  такой  случай представился.  Немцы  вывозили  свой  госпиталь, который находился в трехэтажном здании. Дождавшись вечерней проверки, чтобы не вызвать подозрения у старосты-предателя Дундукова,  летчики добрались  до пустующего корпуса и проникли на чердак, взломали потолок и на солдатских обмотках благополучно спустились в палату. Часа через два их тени бесшумно метнулись из окна и скрылись в темных зарослях кукурузы. Наутро в госпитале поднялась тревога. Полдня  охранники лазарета и лагеря рыскали по берегам реки Ингул, прочесывали камышовые заросли автоматными и пулеметными очередями. След беглецов затерялся. Они добрались до окраины Николаева и с помощью Сорокина попали к николаевским подпольщикам. Здесь познакомились с легендарным мстителем-летчиком Филиппом Комковым и руководителем подполья -чекистом Владимиром Ивановичем Андреевым. По их заданию Александр и майор Кашин искали патриотов и сколачивали боевые  группы  из  горожан. Когда стало опасно, Андреев решил направить летчиков через линию фронта с донесением, о положении в тылу врага, о настроении населения, о местах скопления войск и техники противника.

    Больше  месяца Тананушко  и  Кашин  пробирались  к  линии  фронта. На каждом шагу их  подстерегала  опасность. Выручали документы. Кашин под видом такелажника  судостроительного завода Василия Ивановича Евстигнеева шел в придонское село Новую Калитву  искать семью, а Александр, как агроном Кузнецов, «командировался» на заготовку семян. Осенним днем путники подошли к воронежскому  селу Евстратовка.

Для Александра это были знакомые места. В начале войны  поблизости стоял его полк.

- Слушай,  Саня! – сказал   Кашин. -  Здесь  мы   расстанемся.  Через   линию  фронта   я  пойду  один.  Ты  немного  повремени    и  следуй  за   мной.  Попробуй  выправить  документы.  Знакомые  у  тебя  есть.  Они  помогут.  Да  отдохнуть  тебе  надо.  Здорово   истощал, - майор  откинул   взглядом   худую   фигуру.

 - Может,   вдвоём,  Константин Яковлевич?

 - Нет.  Лучше  не  рисковать. Провалюсь  я,  ты  передашь  устно.  Всё  помнишь? 

- Всё!

  Проводив  товарища,  Александр  разыскал  своих  старых  знакомых:  Никиту Даниловича Толстун,  Наталью  Гавриловну  Василенко,  учительницу  Евдокию  Матвеевну  Сову.  По  их  совету  днём  он  скрывался  в  пойменных  зарослях Черной  Калитвы, а на ночь  пробирался  в  хату.  Помочь  достать  надёжные  документы  взялась  учительница.  У  них  в  избе  жил  немецкий  комендант.  Евдокия  Матвеевна  убирала  его   комнату. Она хорошо знала, где хранится печать, чистые бланки пропусков. Как-то во время утренней уборки во дворе раздался крик человека. Итальянский солдат в соседнем дворе ловил кур, предназначенных для стола коменданта. Когда обозлённый гитлеровец выскочил из хаты, учительница быстро кинулась к открытому сейфу. Схватила три бланка и тиснула на них печать. Вечером она была у Александра.

… Дерзкая мысль завладеть вражеским самолётом и улететь возникла у Александра после разговора с дочкой Толстуна – Машей. Каждое утро женщин села Евстратовка фашисты выгоняли на аэродром для строительства ангаров. Лётное поле охранялось слабо, машины стояли, где попало. Этой беспечностью и воспользовался Александр. Прячась в камышах, он подкрадывался к аэродрому и часами изучал  обстановку. Приметил он самолёт, который всегда стоял в близи проезда дороги у небольшого кустарника. Управление самолётам его не пугало. Хотя он был  штурманом,  но пилотировать умел. Научился ещё в авиаклубе, а затем в училище и полку.

     Ранним утром, вооружившись пистолетом и гранатами,    Александр незаметно подкрался к самолёту и притаился в кустах. У машины он увидел техника и пилота. Медленно,  по-пластунски подобрался к ним смельчак. Высокий бурьян скрывал его. Затаив дыхание, Александр прицелился и нажал на курок раз, другой. Немцы повалились замертво. Но в этот момент на дороге показалась легковая машина. Она резко свернула и понеслась к самолёту. У Александра для спасения оставались считанные секунды. Как только машина поравнялась с ним, Александр поднялся с земли и одну за другой метнул две гранаты - «лимонки ». В ответ услышал автоматные выстрелы. За облаком пыли, поднятым легковушкой, он не заметил грузовую машину с автоматчиками. Размахнувшись, Александр кинул последнюю гранату в самолёт и бросился бежать. С трудом удалось ему уйти от погони.  Спасли заросли камыша. Ночью он пришёл к Никите Даниловичу.

- Ну и наделал же ты, Саша, переполох! – встретила его сияющая Мария. – Я сразу догадалась, что это ты. Фрицы всё партизан искали. А самолёт сгорел. Мы у дальнего  ангара  землю копали. Большое пламя было.

- Лучше бы я улетел,- сокрушенно махнул лётчик рукой. В туже ночь Александр ушёл к линии фронта.

      …  Весть о возвращении штурмана Тананушко быстро облетела полк.

- Ну, Александр! Не чаяли мы тебя увидеть, – крепко обнял своего штурмана полковник Якубасов. – Прямо с того света вернулся.

  Соскучился по небу? – улыбнулся Александр Юрьевич.

– Ох,  и соскучился, товарищ полковник!

На другой день Александр написал матери письмо:

 «Здравствуйте, дорогие мама, братишка Володя! Я опять воскрес. Жив. Здоров. Тебе, верно, еще в мае сообщили, что сгорел? Правда, горел и обгорел, но все зажило. Был у фашистов в плену, но не долго – вырвался и работал с партизанами. Эх, мама, советских соколов они никогда не заморят в своих кандалах. Они все равно улетят. Теперь снова пойду лупить гитлеровцев. Напиши, как живешь. Пока до свидания. Ваш Александр!»

           Вскоре Александр улетел на задание. Он быстро влился в боевую жизнь полка. Сдружился с новым экипажем, который сразу завоевал боевую славу, а лейтенант Тананушко стал лучшим штурманом части, штурманом авиазвена. Его грудь украсил орден «Красной Звезды». Командование дивизии написало во Фрунзе: «Вместе с вами мы гордимся вашим сыном Тананушко Александром Константиновичем, доблестно выполняющим задания». Утром  21 июля 1943 года лейтенанту Тананушко, пилоту,младшему лейтенанту Николаю Клюкину и стрелку-радисту Николаю Ярыгину поручили новое важное боевое задание. Их ПЕ- 2 оторвался от земли и взял курс на запад. За линией фронта повысилась облачность. Клюкин набрал высоту. Стало трудно дышать. Пришлось надеть кислородные маски. Александр часто поглядывал на часы. Вот он махнул командиру рукой. Клюкин направил машину вниз. Пробив облака, они точно вышли на город Карачев. Не ожидая такой дерзости, фашисты в первый момент растерялись. Потом открыли огонь из зениток и крупнокалиберных пулеметов. Белые облака разрывов окружили самолет. Клюкину то и дело приходилось маневрировать. Александр вел съемку города и шоссейной дороги на Орел, по которой лавиной двигались танки, колонны вражеских войск. Покончив со съёмкой, лётчики решили уточнить место расположения нового аэродрома противника. Когда до линии фронта оставалось несколько минут полета,  стрелок-радист Ярыгин обнаружил на «хвосте» вражеский истребитель.

 «Фокке-Вульф»-190  яростно кинулся в атаку. Пулемётный огонь заставил его уйти в сторону. Тогда фашист пошел на сближение. Это была его последняя атака. Николай Ярыгин послал очередь. Стервятник  задымил и камнем рухнул вниз. И снова с земли заработали зенитки. На пути встал заградительный огонь. От прямого попадания загорелся левый мотор. У Клюкина и Александра обгорели лица. Николай сбросил колпак кабины. Дышать стало легче. И тут машина стала тянуть на нос. Самолёт резко клюнул и начал заваливаться в левый штопор. Отказало управление.  Клюкин дал  команду покинуть машину.  Один за другим лётчики выбросились из падающего бомбардировщика и раскрыли парашюты. Когда Клюкин взглянул вверх, он увидел только одного Ярыгина. Купол парашюта штурмана плыл в стороне по воздуху без человека. Видимо, стропы были посечены осколками  и оборвались…

    Приземлились лётчики на оккупированной территории. Пилот и стрелок попали в плен. Александра гитлеровцы не нашли. Его тело обнаружила жительница орловской деревни  Калинок Анна Егоровна Андрюшина. Вместе с соседками М.Ф. Сопиной и М.К. Варфоломеевой тайком от фашистов похоронили погибшего героя здесь же, на месте его гибели.

     Четверть века штурман 96-го гвардейского Сталинградского авиаполка А.Тананушко считался пропавшим без вести. И только в 1968 году была найдена его безымянная  могила. Останки гвардии лейтенанта Тананушко с почестями были перенесены в братскую могилу села Никольского. Исполком Никольского сельсовета занес имя отважного штурмана – комсомольца Александра Тананушко в Книгу боевой славы и вписал на памятнике.

Среди тех,  кто летал на фронте на самолете У-2, нанося сокрушительные удары, кто утверждал боевое достоинство «ночного бомбардировщика», был Константин Серпокрылов. Три ордена Красного Знамени , Красной Звезды – за каждой из этих наград подвиг, и не один, а целая полоса фронтовых подвигов протяженностью более тысячи дней.

Историческая справка. У-2, что означает: учебный - 2 – самый незащищенный самолет. «Русфанер»- так называл его спесивый и наглый враг, тем самым, выражая полное пренебрежение к боевым качествам советской машины, уязвимой даже для простой винтовочной пули… «Огородник» и чаще «кукурузник» - так сочувственно звали самолет свои, фронтовики, не раз наблюдавшие, как улепетывает он от «мессершмиттов», едва не касаясь колесами земли…

А потом, в ходе войны, авторитет, или, говоря по-современному, престиж учебного аэроплана мирного времени взлетел на такую высоту, что гитлеровцам при упоминании о его действиях было уже не до спеси. Да и свои именовали его «кукурузником» уже без горькой иронии, а чаще с восхищением и гордостью: в сводках и донесениях его величали по -  военному строго и почтительно- «ночной бомбардировщик» – не как–нибудь!

Восемьсот тридцать шесть боевых вылетов на боевом счету Константина Серпокрылова. И каждый вылет – отнюдь не воздушная прогулка: бомбометание, разведка войск противника, выброска боеприпасов и продовольствия отрезанным частям и  партизанам, выполнение спецзаданий по связи со штабами – напряженнейшая фронтовая работа. И редко когда выпадало, чтобы не было внизу извержения столбов огня зенитной артиллерии. И высоко в воздухе, куда не досягали земная пыль и гарь, приходилось задыхаться пороховым дымом от разрывов зенитных снарядов.

Двести двадцать пять часов Константин Серпокрылов находился в воздухе над воронежской землей. Он видел сверху Семилуки и Малышево, бомбил вражеские колонны у Подклетного и под Нижней Ведугой.

На свою летную карту Константин нанес позиции гитлеровцев в районах Белогорья, Цапково, Новой Калитвы, Россоши.

Здесь он стал опытным воздушным бойцом. Вспоминая о фронтовых буднях, К. Серпокрылов в одном из своих писем писал: «Война была очень тяжелой, и в борьбе с врагом наш народ и воины проявили поистине массовый героизм. И будущему поколению нужно знать, в каких условиях и какие подвиги совершали русские люди, которые наголову разгромили фашизм».

Это его, лейтенанта Серпокрылова, в январе 1943 года после выполнения боевого задания вызвал в свой штаб командующий 3-й танковой армией генерал Рыбалко. Командарм оглядел его с головы до ног, пристально посмотрел в лицо и пожал летчику руку: «Вам будет особое задание». Предстояло «найти» танковые бригады, ушедшие рейдом по тылам противника.

  И это, еще одно особой важности боевое поручение, и другие – десятки обычных и специальных заданий экипаж Серпокрылова выполнял блестяще.

  На хуторе Красный Пахарь есть братская могила, в которой покоится летный экипаж младшего лейтенанта Андупова. Краеведам нашей школы удалось установить родственников старшего техника Титаренко и выяснить подробности его биографии.

        Родился и жил Федор Иванович Титаренко в  селе Витольдов Брод Первомайского района Николаевской области. Учился в сельской семилетке, затем работал в колхозе. Трудился на совесть, всегда ходил в передовиках.

          Федор очень любил технику, не мог равнодушно пройти мимо сломанной машины или мотоцикла, старался разобраться во всем, помочь.

Правлению колхоза пришла мысль отправить любознательного парнишку в город  на учебу.

         Так и уехал Федор из родного села учиться в техникуме города Бобруйск.

        Он много читал, учился  - на «отлично», писал стихи и очень любил петь. Пел хорошо, задушевно, играл на гитаре.  Здесь же, в Бобруйске, он   встретил Лиду, что училась в этом же техникуме, и полюбил на всю жизнь.

             После I курса пришла повестка. Федора призвали в армию и отправили в летную школу.

             Шел 1939 год. С мая по сентябрь 1939 года советско-монгольским войскам пришлось отразить военную провокацию японцев в районе реки Халхин-Гол и озера Хасан.

           Молодой курсант Федор Титаренко принял участие  в  военных действиях  на  Халхин-Голе.  За участие  в операции   Ф. И. Титаренко был награжден медалью «За боевые заслуги». Здесь же вступил в партию. Однополчане оказали  ему доверие и избрали  членом парткома воинской части.

     А в 1939 году  Федор и Лидия поженились. Вскоре родился сын Анатолий. Но счастье молодых было недолгим. В 1941 году в дверь их дома постучала война.

- В воинской службе нет обязанностей, которые можно было бы выполнять без чувства ответственности. В ней, как в зеркале видны отношения к человеку и к общественным интересам, и к воинскому долгу, - так говорил молодой техник Титаренко.    

       Шел 1943 год. На хуторе Красный Пахарь, освобожденном от фашистов остановилась  летная часть,  в  которой служил и Ф.И.Титаренко.  Каждый  день тяжелые  четырехмоторные  самолеты вылетали на боевые задания.

         22 апреля   1943 года экипаж, в составе командира корабля, младшего лейтенанта Андупова В.И., штурмана, дважды орденоносца, старшего лейтенанта  Марунича Б.С. и старшего техника Титаренко Ф.И. вылетел на спецзадание и был подбит в районе земель колхоза «Заречье».  Из четырех моторов работал только один. Экипаж пытался дотянуть до аэродрома и посадить самолет, но двигатель отказал, и самолет,  резко пикируя,  упал на землю, глубоко зарывшись в песок. 

      Экипаж самолета погиб. Летчики с воинскими почестями были похоронены на Красном Пахаре.

    Школьники Евстратовской школы долгое время ухаживали за этой могилой. Теперь за ней ухаживают рабочие  химического завода.

В 1974   году из Николаевской области на могилу мужа приезжала его жена Лидия Лаврентьевна  Титаренко вместе со своим сыном почтить память мужа и отца и поклониться его праху.

На сегодняшний день еще есть вопросы, на которые предстоит ответить, есть направление для поиска. В музейном архиве есть копия письма из Центрального Архива  Министерства обороны СССР за подписью начальника архивохранилища Шагалова:

«Уважаемая Александра Никоноровна!

Вполне понимаю ваше желание найти могилу брата Бойкова П.Н. По существу письма сообщаю, что младший лейтенант Бойков Петр Никанорович в 1941 году, проходя военную службу в 61 штурмовом авиационном полку в должности командира звена, 25 декабря 1942 года парой на самолетах ИЛ-2 с летчиком Макаровым вели разведку боем подходящих резервов противника к линии фронта в направлении Белогорье, Подгорное, Россошь, Старая Калитва, Митрофановка. В районе Митрофановки экипажи были атакованы истребителями противника. Летчик Макаров в воздушно бою был сбит, но приземлился. Он доложил командованию, что слышал взрыв на земле севернее пункта Евстратовский, предположил, что это упал самолет ИЛ-2 Петра Никаноровича Бойкова. Других записей в документах Бойкова П.Н. нет.  Евстратовка, находящаяся приблизительно на юго-восток от Россоши в 10 км, была оккупирована противником. Там дислоцировалось большое количество немецких истребителей. С 30 января 1943 года этот аэродром уже использовался нашими частями. Летчик Бойков учтен, как невернувшийся с боевого задания.

Единственный выход – запросить близлежащие школы около села Евстратовка. Возможно, кто-то из гражданского населения поможет уточнить место падения самолета и, следовательно, судьбу вашего брата».

Копию ответа на свой запрос сестра младшего лейтенанта Бойкова прислала в поисковую группу села Евстратовка, но удовлетворить ее просьбу, к сожалению, до сих пор не удалось. Наверное, уже нет в живых этой женщины, но я думаю, что делом чести нашего поколения является дать ответ на то письмо.

Мне также было интересно узнать из материала газеты «За изобилие» «Вынужденная посадка в Россоши» о том, что в марте 1943 года на россошанской земле побывал легендарный летчик Иван Никитович Кожедуб. Иван Никитович  в то время был направлен на Воронежский фронт старшим  летчиком. За годы Великой Отечественной войны он совершил 330 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях, лично сбил 62 фашистских самолета, в том числе один реактивный. В академиях и военных училищах до сих пор изучают его боевой опыт.

60 лет – это 60 лет. Шестьдесят раз выпадали и таяли снега. Шестьдесят раз расцветали яблони. Немного осталось из тех, кто вынес войну и, уцелев, вернулся домой. Жизнь течет рекою без остановки, смывая в памяти все незначительное, второстепенное. И, видим отчетливо, все главное в ней не тускнеет.

Главным за шестьдесят минувших лет был тот далекий майский день, когда все превозмогшее человеческое сердце готово было разорваться от счастья – Победа! Нечеловеческими были усилия, безмерными были жертвы народа в смертельной схватке. И потому Победа поныне ощущается, как громадное общее достояние, как звездный час нашей жизни и залог будущего. В правом деле никакие жертвы не бывают напрасными. И какими бы тяжкими ни были испытания, все превозмочь могли - вера в Победу, упорство, терпение. «На этом стоит и будет стоять земля Русская».

Какими были они, те доблестные летчики, которые отважно встали навстречу смерти, для того, чтобы восторжествовала жизнь? Пытаюсь понять, постичь… Это чувство не оставляет меня, когда листаю пожелтевшие газетные подшивки, рассматриваю увядшие фотографии военной поры, с которых, кажется, прямо в душу смотрят глаза молодых ребят, ушедших в бессмертие. Они не были атлантами – те, кто удержал синее безоблачное небо над головами своих потомков.

Огромно желание постичь: как смогли вынести солдаты Великой Отечественной тот нечеловеческий груз немыслимых испытаний, как смогли сохранить себя в адском пекле? Совру, если скажу, что понял. Да здесь и не итог важен – важен сам путь постижения этих людей.

 

 

 

Список использованной литературы:

               Публикации газеты «За изобилие»:

1.       «Вынужденная посадка в Россоши». 9 мая 1985 года

2.      И. Ефименко  «Крылья».

3.      История России: IX век  до наших дней. г. Воронеж. Изд. ВГУ, 1996г.  

4.      Т. Иванов. «Любимец всей части». 1964 год.

5.      «Память о летчике». 20 января 1968 года

6.       М. Тимошечкина «В небе Константин Серпокрылов».

      № 8417 от 15 января 1983 года.

Публикация газеты «Коммуна».

7.      И. Ткаченко «Отважные соколы».  2 июня 1964 года.

Публикация газеты «Омская правда».

8.      П. Грабор  «Он не пропал без вести». № 9232.

 

 

 

назад

Hosted by uCoz