Учителями славится Россия

 

Шаповалов Андрей  Александрович – учитель энтузиаст.

 

  Учитель – прежде всего, воспитатель будущего поколения. В сельской школе отношения между учениками и учителями более близкие, почти семейные. Ребята бегут к преподавателю со своими радостями и горестями, со всеми новостями.

 « В школьной мастерской Шаповалов Андрей Александрович каждому находил занятие по душе, учил держать молоток, мастерить кормушки для птиц, скворечники, грабли, ручки для инструментов, чинить школьную мебель, сбивать стенды, ремонтировать ограду… Приходилось что-то ломать, что-то делать заново, столярничать, стеклить, вывозить мусор, выполнять текущий ремонт. Он старался привить художественный вкус, чувство прекрасного и чувство меры. Во время работы рождалось настоящее товарищество, происходил тесный контакт между учеником и учителем так необходимый ребёнку. Чуткость и доброта Андрея Александровича помогла ребятам развить в себе чувство собственного достоинства. И ребёнок становился не способным на низость и подлость, начинал с пониманием и уважением относиться к окружающим, учился любить, потому что на внимание, чуткость, теплоту, терпение трудно отвечать злобой и агрессией. Андрей Александрович знал о мальчишеских проблемах и мечтах, умело направлял и управлял им. Сейчас трудно представить, что это создавалось на «голом» энтузиазме. Слова Н. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын», - можно вполне отнести к Андрею Александровичу, потому что свой патриотизм он доказал дважды: с оружием в руках, защищая родную землю и своей повседневной работой воспитывая патриотов Родины, мальчишек, верных воинскому долгу.

   Ещё он был очень доброжелательным, давал много добрых советов начинающим свою профессиональную деятельность учителям. Коллектив учителей в Евстратовке был одним из лучших в районе. Это была одна семья, в ней Андрей Александрович  был главным консультантом. Его эрудиции молодые учителя просто завидовали, удивлялись, когда он находил время для отдыха. Добропорядочный, дисциплинированный, обладающий большим чувством юмора и талантом, он был душой коллектива школы. Его не помнит никто сердитым, ворчащим, недовольным всем и всеми. Это был воспитатель с большой буквы. В школе часто проводились семейные вечера учителей: интересные юморины, костюмированные балы и душой их всегда был Шаповалов А. А.. Сам  Андрей Александрович  не курил, не увлекался спиртным, хотя и прошёл войну, в чём подавал хороший пример не только ученикам, но и окружающим. Утром, приходя на работу, первыми его словами были: «Я тут ночью подумал…» и каждому классу тут же давались краеведческие поручения».[3,стр.7]

   Хорошо зная слова Васнецова «Плох тот народ, который не помнит и не ценит своей истории», Андрей Александрович считал, что молодое поколение обязано знать о мужестве и героизме дедов и отцов, отстоявших свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. Хотел донести до детских сердец через неумолимо идущее время священную память о бессмертном подвиге односельчан. Сколько интересных встреч с ветеранами войны он подготовил! Их просто не перечесть. Ребята были частыми гостями у ветеранов дома. По улицам были организованы отряды. Которые помогали по хозяйству старикам, особенно когда надо было расчистить снег, нарубить дров, вскопать огород, прополоть грядки, убрать урожай.

   Много экскурсий провёл Андрей Александрович по местам боевой славы, очень часто водил он ребят к месту гибели Макевнина. Делом его жизни было создание в школе зала боевой и трудовой славы. Под руководством Андрея Александровича все трудились: и учителя и ученики. Всё было продуманно до мелочей. Материалы для зала собирались учениками и самим Андреем Александровичем.  Он всё корректировал, держал связь с краеведами: И.и. Ткаченко из села Новая Калитва и А.Я. Морозовым — из Россоши. История села была оформлена в альбомах с фотографиями. Сам мастерил стенды, затем уже каждый класс их оформлял.

   Любимой игрой ребят всегда была «Зарница». Она проводилась не только зимой. Андрей Александрович привлекал к ней родителей, отслуживших в армии. Создавались отряды. Каждому был дан маршрут, причём много километровый, многоцелевой. Здесь были все: и разведчики, и снайперы, и санитары, и пехота, и кухня с кашеварами. Все было как в жизни. Настоящий поход. Очень увлекательный и познавательный. Всех их -  разведчиков, санитаров, фотокорреспондентов готовил  Андрей Александрович заранее и лично.

   Шаповалов Андрей Александрович был «человек для людей», гражданин с большой буквы и не встретится с ним, проживая в селе, было не возможно. Это был прекрасный семьянин, муж, отец, дедушка и как человек, к которому шли люди с большими и малыми проблемами: за рецептом по консервированию, за советом по кролиководству и пчеловодству, показать собранные грибы, посоветоваться по фото отделу, напечатать фотографию, приготовить чудодейственную прополисную мазь, просто поговорить. Он же никогда никому ни в чём не отказывал, без спешки, суеты, невзирая на свои болезни, помогал каждому, выслушивал, советовал.

   Неуспокоенность и энтузиазм были спутниками всей жизни этого замечательного человека. Добрый след о себе оставил Андрей Александрович в памяти односельчан. Его сердце остановилось 21 января 1995 года. Его запомнили истинно скромным, добрым и отзывчивым человеком. Таким он остался для всех, кто имел счастье работать и  жить рядом с ним.

 Учитель от Бога – Голубова Тамара  Васильевна.

   Тамара Васильевна  Голубова приехала в наше село из Россоши и самое первое впечатление о школе у неё такое: «Когда я приехала сюда, то мне показалось что вокруг пустыня, а школа это оазис, настолько школа отличалась от всего, что её окружало. В то время у евстратовцев не было садов, а вокруг школы были посажены деревья и молодой сад. В коллективе меня хорошо приняли, хотя я была молодая, поддержали, научили азам учительской профессии. Ко мне относились по-доброму, как к человеку, который уже чего-то добился, и мне было приятно работать в этой школе.

   Зимой, там, где сейчас колбасный цех была ложбина, её заливали, и получался каток. Детвора с удовольствием на нём каталась.

   Твоя мама вела устный журнал электрификации села, и мы всем классом ходили на МТФ. Смотрели, что и как работает. С этим классом мы готовили много праздников, но больше всего запомнились два: прощание с Масленицей и день пап. На праздник прощания с Масленицей  мы пригласили родителей, катали их на подводе, а они принесли блины. Тогда мы  накормили ими всю школу.

Ко дню пап были изготовлен альбом о том, где они работают, что любят, а что не любят, то есть, создавая этот альбом, дети узнавали что-то новое о своих папах.  Мы подготовили концерт. Было очень весело и запоминающееся».

Моя мама говорит о своих школенных годах и начале работы преподавателем, так: «Учиться в школе мне нравилось. Тамара Васильевна преподавала математику и была классным руководителем. Это удивительный человек! Материал, даже самый сложный преподнесёт так, что мы удивлялись, что же здесь сложного!  Её профессиональное кредо: нет ученика, который не мог бы понять и освоить математику. На своих уроках, преподавая царицу наук – математику, Тамара Васильевна, действительно, царила.

   Выдумщица, заводила всех наших классных дел. Ни один концерт в школе и селе   не обходился без её участия: она пела сольно, пела в хоре  сельского ДК, руководила школьным хором, который благодаря её мастерству и энтузиазму славился за пределами школы. Ей удавалось заманить в хор и заинтересовать таких учеников, которые абсолютно ни чем не интересовались. Успевала Тамара Васильевна и поучаствовать  в сельских театральных постановках, куда приводила своих коллег из школы. Под её руководством наш класс возродил в селе традицию празднования Масленицы. Нас она называла «татарский полон», и было за что. В классе было 36 человек. В учёбе и спорте мы были впереди, чего не скажешь о наше поведении… Нужно сказать, что Тамаре Васильевне всегда доставались сложные классы, от которых все отказывались, но Тамара Васильевна умела находить с «трудными» детьми общий язык, расположить к себе. Все ученики, которых она учила, отмечают в ней человечность, высокий профессионализм, щедрую душу.

   Самым ярким впечатлением школьного детства стала награда за отличную учёбу — поездка во Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок». В апреле 1976 года вместе с делегацией воронежских школьников я отправилась туда. До сих пор помню песчаный пляж, шумный прибой, к которому я уже через два дня привыкла, весёлую лагерную смену, «орлятский круг». На наших глазах был установлен памятник Орленку – собирательному образу юного борца за правое дело.

   После окончания восьмого класса я сделала свой выбор и пошла учиться в Россошанское педагогическое училище, где получила  образование учителя начальных классов.

    В 1987 году я пришла работать в родную школу, где моим наставником стала Голубова Тамара Васильевна. Она учила меня тому, что отлично делала сама: учить детей самостоятельности, «раскладывать материал по полочкам», подводить итоги любой работы. Она умела ободрить, поддержать в трудную минуту. Я до сих пор помню её уроки. Тамара Васильевна – профессионал такого уровня, что её до сих пор приглашают преподавать высшую математику. Она сейчас нигде не преподает, но всегда к ней можно обратиться, зная, что она сделает всё, чтобы помочь».

 назад

 

Hosted by uCoz