Хранитель памяти

 

I.  Введение.   Память… Ты должна на мгновенье эти стрелки повернуть...

II. Из семейного архива Шаповалова А.А.

1.В начале жизненного пути.

2.Фронтовыми дорогами.

3.Учитель! Перед именем твоим…

4.Дело всей жизни.

5.В памяти односельчан.

III. Заключение.    Я хочу не просто вспомнить имена,

                                Я хочу солдатам тем в глаза взглянуть…» 

 

 

 

«Об одном прошу тех, кто переживёт это время:

                      не  забудьте!

 Терпеливо собирайте свидетельства о тех,

 кто пал за себя и за вас…»

                                                                                                        Юлиус Фучик.

         «Никто не забыт, ничто не забыто…» Было время, когда наш народ свято верил и следовал этому лозунгу. После 50-летия  Победы появилось горькое чувство, что подобного всенародного, торжественного ее юбилея больше не будет.

          И не потому, что  Красная площадь не годится больше для грандиозных парадов, а потому, что не осталось почти людей, способных пройти по ее брусчатке хотя бы нестройным ветеранским маршем.  Это не значит, что память о четырех годах самой страшной войны, о бесчисленных её жертвах, обо всех, кому она безжалостно искалечила жизнь  и судьбу, о великом и горьком триумфе справедливости уйдет из наших сердец, из нашего, если можно так выразиться, общего народного сердца. Просто всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто лично вырвал из кровавой продымлённой тьмы свет победоносной весны, даже тех, кто не завоевывал Победу и не ковал её, а просто ее помнит. Они уходят, уходят на наших глазах в предание. Да, в предание, но - не в небытие, ибо есть в нашем человеческом опыте вечные категории, которых не вытравить, не избыть, не запамятовать.

«Вас осталось всего лишь горстка,

Ветеранов той страшной войны.

Это больно и очень горько,

Что редеют ваши ряды.

Мы вернуться назад  бы хотели,

Но не властен здесь человек:

Чтобы вы никогда не старели

И подольше бы длился ваш век». [1]

        Это как раз тот самый случай, когда беспамятство может обернуться нравственной гибелью поколений и нации. Собирать прошлое по крупинкам, хранить и передать потомкам – вот задача нашего поколения, актуальнее которой быть не может.

       Память не иссякнет и еще через 50 лет.  Просто с площадей она как бы перемещается в дома, в ящики письменных столов.  Собственно, отсюда она никогда не уходила. Но теперь это ее основное место. Победа в каком-то смысле сделалась частным делом каждого из нас. И ее реликвии обрели личный, семейный характер.

        В нашем селе Евстратовка  Россошанского района Воронежской области есть краеведческий музей. Находится он в сельском Доме культуры. В небольшой комнате на втором этаже хранятся документы, вещи, одежда. За каждой строчкой стоит чья-то судьба. Здесь очень много интересного. Я люблю приходить сюда и слушать рассказы экскурсоводов об  односельчанах.

            У истоков создания этого музея стоял Шаповалов Андрей Александрович - ветеран войны, орденоносец. Работая простым сельским учителем, преподавая географию детям, он проявил огромный энтузиазм, собрав бесценные экспонаты, многие из которых – семейные реликвии. На деле, а не на словах  прививал он  любовь к родному краю, привлекая к этой работе своих учеников.

       Первой, к кому я обратилась за помощью, была Синяшина Татьяна Андреевна – учитель Евстратовской школы, зачинатель школьного музея, дочь Шаповалова Андрея Александровича. Она с охотой откликнулась на мою просьбу, за что я ей очень благодарна, и принесла мне документы, фотографии своего отца, много и интересно рассказывала о нем.  Я с любопытством рассматривала пожелтевшие снимки и тетради в коричневом переплёте, в которых был собран материал по истории нашего села. Это и сведения о том, как и когда возникла Евстратовка, о ее старожилах, это и описания событий Гражданской войны со слов очевидцев. В этих тетрадях воспоминания Андрея Александровича о войне и тех фронтовых дорогах, по которым он прошел, ценный материал о наших земляках-орденоносцах.  Из тетради учителя-фронтовика….

Прочитав  пожелтевшие от времени листы, я узнала, что рядом с нами жили  и живут  участники битвы за Москву, защитники Сталинграда, те, кто сражался на Курской дуге, освобождал Украину, Белоруссию, штурмовал Берлин.  В моей работе была поставлена задача изучить семейный архив Шаповаловых – Синяшиных и дополнить его собранным для этой работы материалом.

           Шаповалов Андрей Александрович родился 26 октября 1915 года в селе Евстратовка Россошанского района Воронежской области в большой крестьянской семье.  У   Александра Максимовича и Прасковьи Ивановны было пятеро сыновей, Андрей был третьим ребенком. Уважение к старшим и забота о младших отложили свой отпечаток на его характере. Андрей рос внимательным и заботливым сыном. В школу он пошел в 1922 году. В то время обучение в школе было на украинском языке, знакомом и родном в наших местах. Учился Андрей хорошо, особенно любил математику. Окончив начальную школу в х. Выселки  Меженки  (ныне х. Славянка), продолжил своё обучение в  городской школе (ныне средняя школа №2 г. Россошь). Потом с 1933 года по 1935 год учился на рабфаке (школа рабочей молодёжи) в городе Россошь. Получив удостоверение о его окончании, он был направлен на работу в Екатериновскую неполную среднюю школу, где началась его учительская биография. В Екатериновке Андрей Александрович проработал один год и был переведен на работу в Шекаловскую неполную среднюю школу. 10 марта 1937года он был призван в ряды Красной Армии и, как человек образованный и перспективный, направлен в школу младших командиров - радистов. Передо мной лежит пожелтевшая  от времени фотография с надписью «март 1939 год,   г. Москва», вижу на ней стройного, подтянутого юношу в военной форме, с правильными чертами лица, темными на бок зачесанными волосами, с широко распахнутыми глазами. От всей его фигуры веет спокойствием и доброжелательностью.   В это время Андрей Александрович был курсантом младших политруков при Политуправлении МВД города Москва.

 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:   1939год.

     Весной 1939 года в Европе, в результате Мюнхенского соглашения, разразился политический кризис, причиной которого стала оккупация Чехословакии войсками вермахта. Так провалилась политика «умиротворения». Весной и летом 1939 года проходили интенсивные англо-франко-советские дипломатические и военные переговоры, призванные реализовать идею коллективной безопасности, но взаимное недоверие,  национальный эгоизм завели переговоры в тупик. Последний шанс остановить войну был упущен.  Для  нашей страны, как и для всего мира, это был год, когда разразилась страшная трагедия, имя которой – Вторая мировая война.

       Далее крутая воля времени нанизывает события, обязанности, дела, как бусинки на нить:  с мая 1939г. - политрук курсантов роты РПУ им. Ворошилова, с июня 1940г.- политрук курсантов Телавского стрелково-минометного училища, с августа 1940г. – политрук топографо-картографической  роты 128 ОБС.   

      Июнь 1941год… Для всех советских людей началась священная и грозная битва за жизнь, за свободу и    независимость, началась Великая Отечественная война. Сурово и величаво прозвучали слова:

 «Вставай страна огромная,

 Вставай на смертный бой

 С фашистской силой темною,

С проклятою ордой…».

      В едином гневном порыве поднялся весь наш народ – от мала до велика – на защиту святого Отечества. В этой войне не было рядовых. Никогда не изгладятся из памяти людей те грозные годы, великий подвиг советского народа, легендарные дела миллионов его бесстрашных сынов и дочерей, известных и безвестных героев, самоотверженно сражавшихся за честь и независимость своей Родины. Мир – главная победа минувшей войны. Именно за мир заплачена такая невероятно высокая цена – 27 миллионов человеческих жизней. Победа возвеличила всех: от солдата до маршала. В памяти поколений они навсегда останутся легендарными героями, отстоявшими мир.

          Фронтовые политруки: комиссары, заместители  командиров по политической части, парторги, комсорги, военные журналисты… В  дни смертельной опасности, нависшей над нашей землёй, Родина доверила им судьбы людей, их сердца, помыслы и чаяния. И они – политработники, коммунисты овладевали сердцами людей, зажигали их любовью к Отчизне, ненавистью к врагам, святой верой в победу. В сложной боевой обстановке они организовывали  патриотическое и воинское воспитание бойцов, пламенным призывным словом и личным примером увлекали их на героические подвиги. Всюду, во всяком ответственном деле, комиссары  были на самом видном месте, вступали в бой первыми, а из боя выходили последними. Хотя их задача состояла в воспитании красноармейских масс, но в любую минуту они должны  были уметь взять в руки винтовку и личным примером показать, что политрук  умеет не только благородно жить, но и умирать.    

Фотографию эту

Я с войны берегу.

Политрук с пистолетом

Встал на чёрном снегу.

Может, через мгновенье

Будет пулей сражен.

А пока в наступленье

Поднял воинов он.

Парень, бурей рожденный

И крещенный войной,

Волевой, напряженный,

Вскинул руку:

-За мной!

Надо было кому-то

Встать в назначенный срок,    

Наступила минута

Сделать новый рывок.

Перетянут ремнями

На свинцовом ветру,

Он возник, словно  знамя,

Молодой политрук…

(Игорь Лашков    «Политрук»)


 

                                                                    

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.                                                             

     За годы Великой Отечественной  войны 10,5 млн. юношей и девушек вступили в ряды ВЛКСМ, более 2,5 млн. воспитанников комсомола были приняты в ряды Коммунистической  Партии.

     Только в  первые, самые трудные два года войны 3,5 млн. комсомольцев вступили в ряды Вооруженных Сил. На фронтах Великой  Отечественной более 7 тысяч членов ВЛКСМ и воспитанников комсомола проявили настоящие чудеса героизма и были удостоены звания Героя Советского Союза. Бойцы, уходя на самые трудные задания, говорили: «Если я не вернусь, прошу считать меня коммунистом».

         Андрей Александрович был направлен в сентябре 1941 года на Южный фронт политруком роты. 18 октября,  участвуя в боях за  г. Таганрог, когда немецкие войска прорвали оборону,    Андрей Александрович вместе с отделением связистов попали в окружение. Двигаясь по тылам немецко-фашистских войск, им удалось 12 ноября выйти из окружения и попасть к своим.

Из записей Шаповалова А.А.:

         «Наши войска после тяжёлых боёв летом 1942г. недалеко от  г. Ростова-на-Дону  по Кубани отходили в район г. Майкопа, а затем дальше в горы. Один полк нашей дивизии  был отрезан и окружён немцами в районе реки Пшеха (приток Кубани). Связь с полком была прервана. Я в это время командовал ротой связи. Был получен приказ: любыми средствами восстановить связь с полком. Тогда я взял трёх солдат–связистов,  и мы отправились на выполнение задания. Стоял августовский, жаркий день. Мы целый день пролежали, замаскировавшись в кустах, изучая обстановку на передовой,  выбирая маршрут движения. Наблюдая за расположениями немцев, мы заметили, что их огневые точки и солдаты находились на возвышенностях, а балки и низины никем не контролировались. Было решено вести телефонную связь. Вечером, как только стемнело, (а в горах темнота наступает быстро и резко), я и двое телефонистов двинулись по намеченному пути балкой к селению, а затем по огородам села в сторону окруженного полка. Нам предстояло пройти в тылу немцев около трех километров, дважды перейти позицию немцев. Под покровом ночи эта задача была выполнена. Немцы нас не заметили, и мы навели линию связи, которая работала двое суток. За это время командование согласовало свои действия,  и на третьи сутки совместными действиями окруженного полка и частей дивизии кольцо окружения было прорвано, и полк вышел из окружения. За выполнение этого приказа вся наша группа была награждена. Я был представлен к ордену «Красной Звезды».

Правительство удостоило  Шаповалова А.А. такими наградами:

ó   Орден Отечественной войны I степени 16 мая 1944года, а получил в 2004году.

ó   Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

ó   За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы Советского народа в Великой Отечественной войне награжден орденом  «Отечественной войны I степени»  март 1985г.

        Вспомним, как стоял вопрос: жить нам или не жить, быть нашему государству или не быть. Мы живём, мы стоим, потому что в годину суровых испытаний выжила наша страна и выстоял её Солдат. «Его волей, его несгибаемым духом, его кровью добыта победа над сильным врагом.  Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности, проявив при этом боевую доблесть и героизм. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ и величию его трудового подвига после войны»,- написал маршал Советского Союза Г.К.Жуков. У нынешних молодых есть теперь гордый ориентир: подвиг Великой Отечественной. Есть Матросов и Гастелло,  Макевнин и Тананушко, Покрышкин и Кожедуб, Молодая гвардия и 28 гвардейцев-панфиловцев, и сотни тысяч неизвестных героев, ибо героизм нашего народа – это традиция. «Я восхищаюсь стойкостью и мужеством советских воинов, отвагой и героизмом, проявленными ими на полях сражений, их дисциплинированностью, умением переносить любые трудности, их неисчерпаемой верой в победу », - говорил маршал Советского Союза А.М.Василевский.

        После второго ранения в апреле 1944 года Андрей Александрович был направлен заместителем начальника по политической части 10 лагерного отделения Ворошиловградской области  при Главном Управлении по делам военнопленных, откуда    15 мая 1948 года  был уволен в запас и вернулся  в родное село.  В августе  пошёл  работать  учителем географии в Евстратовскую семилетнюю школу, в которой во время войны фашисты устроили склад боеприпасов.  При отступлении оккупанты взорвали здание, поэтому первое время, пока не отстроили школу, ребятам приходилось учиться в частных домах. В восстановлении разрушенной школы принимали участие все сельчане.  В 1949 году школа приняла своих питомцев.  Ученики послевоенных лет вспоминали, что в школе чудом сохранилась «Политическая карта мира», которую клеили каждую неделю, потому что на дольше её не хватало. И всё равно эти уроки географии запомнились на всю жизнь, потому что преподавались они  сердцем.  Всю  свою жизнь посвятил  Андрей Александрович обучению и воспитанию молодежи, изучению истории родного края.  Вместе с ребятами он совершал экскурсии по родным местам, изучая климатические условия, растительность и животный мир Черноземья, полезные ископаемые.  Эти экскурсии были  многоплановыми,  т.к. в походе ребята собирали данные о природе родного края, его флоре и фауне, о достопримечательностях  края. Он увлекался фотографированием, вел кружок.  Тогда ещё не знали слова реферат, но ребята после походов писали их, называя  «отчетами об экскурсии». Летом в школе во главе с Андреем Александровичем ребята занимались разведением тутового шелкопряда. Заработанные деньги шли на организацию экскурсий по городам-героям: Севастополь, Краснодон, Волгоград, Москва, Ленинград.

       « Человек сам кузнец своего счастья ». Эту фразу писателя Генри Дэвида Фориу многие считают пословицей, народной мудростью. Она действительно мудра. Счастье –  это состояние души. И  зависит оно не от происходящих вокруг нас событий, а оттого, какими мы их видим. Шаповалов Андрей Александрович  был счастливым человеком. Он умел контролировать свое настроение, радоваться жизни, чаще пребывать в приподнятом расположении духа. Это замечательный человек, который вобрал в себя многие лучшие качества русской души. Невольно задумываешься, как, пройдя через горнило той страшной войны, он смог сохранить себя, свою душу.

       Учитель - прежде всего,  воспитатель будущего поколения. В сельской школе отношение между учениками и учителями более близкие, почти семейные. Ребята бегут к преподавателю со своими радостями и горестями, со всеми новостями.  В школьной мастерской Андрей Александрович каждому находил занятие по душе, учил держать молоток, мастерить кормушки для птиц, скворечники, грабли, ручки для инструментов, чинить школьную мебель, сбивать стенды, ремонтировать ограду… Приходилось что-то ломать, что-то делать заново, столярничать, стеклить, вывозить мусор, выполнять текущий ремонт.   Он  старался  привить художественный вкус, чувство прекрасного и чувство меры. Во время работы рождалось настоящее товарищество, происходил более тесный контакт между  учеником и учителем так необходимый ребенку.     Чуткость и доброта Андрея Александровича помогла ребятам развить в себе чувство собственного достоинства. И ребенок становился неспособным на низость и подлость, начинал относиться с пониманием и уважением к окружающим, учился любить, потому что  на внимание, чуткость, теплоту, терпение трудно отвечать агрессией и злобой.      Андрей Александрович знал о мальчишеских  проблемах и мечтах, умело направлял и помогал им. Сейчас трудно представить, что это создавалось на «голом» энтузиазме. Слова  Н.Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын», - можно вполне отнести к Андрею Александровичу, потому что свой патриотизм он доказал дважды: с оружием в руках, защищая родную землю и своей повседневной работой, воспитывая патриотов Родины, мальчишек, верных воинскому долгу.  

        Просто это был «человек для людей», гражданин  с большой буквы и не встретится  с ним, проживая в селе, было невозможно. Это был прекрасный семьянин, муж, отец, дедушка, и как человек, к которому шли люди с большими и малыми проблемами: за рецептом по консервированию, за советом  по кролиководству и пчеловодству, показать собранные грибы, посоветоваться по фотоделу, напечатать фотографию, приготовить чудодейственную прополисную мазь, просто поговорить. Он же никогда никому ни в чем не отказывал, без спешки, суеты, не взирая на свои болезни, помогал каждому, выслушивал, советовал.   Ещё  он был очень доброжелательный, давал много добрых советов   начинающим свою профессиональную деятельность учителям.  Коллектив учителей в Евстратовке был одним из лучших в районе. Это была одна семья, в ней Андрей Александрович был главным консультантом. Его эрудиции  молодые учителя просто завидовали, удивлялись, когда он находил время для отдыха. Добропорядочный, дисциплинированный,  обладающий большим чувством юмора и  талантом,  он был душой коллектива школы. Его никто не помнит  сердитым, ворчащим, недовольным всеми и всем. Это был воспитатель с большой буквы. Он много знал обычаев села. В школе часто проводились семейные вечера учителей:  интересные юморины, костюмированные балы,  и душой их всегда был Шаповалов А.А..   К сожалению, я не нашла слов его любимой песни.

Эх, махорочка, махорочка,

Породнились мы с тобой.

В даль уйдут дозоры четко

Мы готовы в бой, мы готовы в бой.

Он не обладал голосом, но с присущей ему хрипотцой песня приобретала  завораживающий эффект. Сам Андрей Александрович не курил, не увлекался спиртным.  Дома во всем помогал жене Александре Алексеевне, занимался воспитанием дочерей Лиды и Тани.  Всё начинается с детства. Доброе семя, как и злое, заложенное семьёй, раньше или позже даст свои всходы. Татьяна Андреевна пошла по стопам своего отца: выбрала профессию учителя и переняла отцовское увлечение краеведением.    Увлечение Андрея Александровича краеведением -  это дань памяти его погибшим друзьям - землякам и однополчанам и большой любви к своим односельчанам,  многие из которых были его учениками и до сих пор с благодарностью и уважением произносят его имя.  Прекрасный воспитатель, он понимал, что  молодежи нужны  примеры для подражания и не с экранов телевизоров, а свои русские, родные и близкие.  Именно поэтому он организовал краеведческий кружок и вместе с ребятами собирал рассказы односельчан о боях и сражениях, в которых они участвовали.  Члены  кружка собирали предметы старины, рассказы очевидцев об истории села. Утром, приходя на работу, первыми его словами были: «Я тут ночью подумал …» и каждому классу тут же давались  краеведческие  поручения.

   Хорошо зная слова Васнецова «Плох тот народ, который не помнит и не ценит своей истории», Андрей Александрович считал, что молодое поколение обязано знать о мужестве и героизме дедов и отцов,  отстоявших свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. Хотел донести  до детских сердец через неумолимо идущее время священную память о бессмертном подвиге односельчан.  Сколько интересных встреч с ветеранами войны он подготовил! Их просто не перечесть.  Ребята тоже были частыми гостями у ветеранов дома. По улицам были организованы отряды, которые помогали по хозяйству старикам, особенно когда надо было расчистить снег, нарубить дров, вскопать огород, прополоть грядки, убрать урожай.

       Вместе с отрядом краеведов он продолжил поиск материалов о С. Я. Макевнине, летчике, погибшем 16 декабря 1942 года после бомбёжки вражеского аэродрома у хутора Красный Пахарь, начатый новокалитвенским краеведом И. И. Ткаченко. Были найдены останки самолёта. Андрей Александрович вел активную переписку  с родственниками С.Я Макевнина, с участниками войны, жившими вне Евстратовки.  По его инициативе в 1967году школе присвоили имя знаменитого лётчика, установили бюст С. Я. Макевнина. С тех пор ежегодно  в день гибели летчика в школе проходит линейка Памяти. Эта святая традиция сохранилась до сегодняшнего дня.

      Много экскурсий провел Андрей Александрович  по местам  боевой славы, очень часто он  водил ребят к месту гибели Макевнина. Делом его жизни было создание в школе зала боевой и трудовой славы. Под руководством Андрея Александровича все трудились: и учителя и ученики. Все было продумано до мелочей.  Материалы для зала собирались учениками и  самим Андреем Александровичем. Он все корректировал, держал связь с краеведами:  И.И. Ткаченко  из Новой Калитвы и  А.Я. Морозовым -  из Россоши. История села была оформлена в альбомах с фотографиями. Сам мастерил стенды, затем уже каждый класс их оформлял. Их названия: «Село прежде и теперь», «Ими гордится школа», «Герои земли Воронежской», «Города-герои», «С.Я.Макевнин» и т.д  Любимой игрой ребят всегда была «Зарница».  Она проводилась не только зимой.  Андрей Александрович привлекал к ней родителей, отслуживших в армии. Создавались отряды. Каждому был дан маршрут, причём  многокилометровый, многоцелевой. Здесь были все: и разведчики, и снайперы, и санитары, и пехота и кухня с кашеварами. Все было как в жизни.   Настоящий поход. Очень увлекательный и познавательный. Всех их, разведчиков, санитаров, фотокорреспондентов  готовил Андрей Александрович заранее и  лично.

             Когда  председателем колхоза «Заречье» стал Н.В. Матвеев, Андрею Александровичу удалось осуществить свою мечту, и в клубе села Евстратовка был открыт музей. Будучи на пенсии, Андрей Александрович взялся за работу с душой и вложил в дело своей жизни весь энтузиазм, на который он был способен. Много сил было отдано этому делу.  Поднимая свои архивы он говорил, что надо уточнить,  у кого, о чём можно узнать, с кем из жителей встретиться, поговорить, попросить фотографии и дополнить уже сделанные им записи. Весь собранный по крупицам материал лег в основу музейных экспозиций, за что односельчане ему очень благодарны. «Здесь наше прошлое, наши корни», - говорят они. Дети разыскивают своих прадедов  на пожелтевших снимках и по праву гордятся ими.

 «Умер дед много лет назад,

Не по книгам о нем расскажу.

А награды в музее есть,

Приходите, я вам покажу.

Хоть прошло уже много лет,

Я слезу показать не стыжусь,

Незнакомый, геройский мой дед,

Я тобой очень, очень горжусь.»[2]                                                

        Неуспокоенность  и энтузиазм были спутниками всей  жизни этого замечательного человека. Добрый след о себе оставил Андрей Александрович в памяти односельчан. Его сердце остановилось 21 января 1995года.  Его запомнили истинно скромным, добрым и принципиальным человеком. Таким он остался для всех, кто имел счастье работать и жить рядом с ним.

    60 лет назад маятник нашего Отечества дрогнул и готов был  остановиться навсегда.  Фашистская армия вышла на самые восточные рубежи своего продвижения. Пал Севастополь – город русской славы,  омочили в Волге обагренные в крови руки чернорубашечники СС. Казалось, еще несколько дней - и падает Сталинград, рухнет Великая Держава, расколется вдребезги на куски, уделы, ханства. Но на пути этой мировой силы зла встал наш народ. Он был один в этом сражении. Но он стоял! В дыму, копоти  взрывов, он сопротивлялся, он сражался.  Он выстоял и разгромил отборные армии. Нет, не дрогнул, не сдался! Люди не бросили оружия, не оцепенели в страхе и подлости, заявляя: за то ли мы сражались. Они сражались, погибали и победили, чтобы жили мы. Время всё ярче, всё весомее и полнее подчеркивает всемирно-историческое значение нашей Победы в Великой Отечественной войне.  И сегодня мы должны склонить голову перед погибшими и оставшимися в живых. Рассказать нашим детям и внукам об этих великих людях!

                                Пусть память долгую хранят

                                О ней, об этой муке

                                И дети нынешних детей,

                                И внуки наших внуков.

      Мы должны отдать должное таким людям как Иван Иванович Ткаченко, Андрей Александрович Шаповалов,  Василий Алексеевич Цимбалист, которые не только в бою доказали свою преданность Родине и лучшим человеческим идеалам, но и стали связующим звеном между прошлым и будущим, возвеличив подвиг народа. Сегодня мы должны   войти в дом ветерана Великой Отечественной войны, поблагодарить его, поздравить с 60- летием Победы, согреть заботой и вниманием. Остановиться у обелиска, могилы, положить цветы, склонить голову перед теми, кто дал нам великий и непревзойденный пример стойкости, мужества, любви к Родине.  Это -  наш долг, это - наша общая обязанность.  Вечная им память! Вечная слава!  

 

 

  

  • Использованный материал:

1.                    Документы и фотографии из семейного архива Шаповаловых –  

            Синяшиных.

2.                    Воспоминания односельчан:

v Голубовой Тамары Васильевны,

v Дядя Зинаиды Николаевны,

v Полтариковой Галины Ивановны,

v Прохоренко Анатолия Михайловича,

v Синяшиной Татьяны Андреевны.

3.  История России: с IX века до наших дней. г. Воронеж. Изд. ВГУ, 1996г.

4.   Н. Паляничко «Я – деревенская», МУП «Издательский дом»,

      г. Россошь, 2002 год.


 

[1] Н.Паляничко  «Я – деревенская», г. Россошь, 2002г. стр 33

[2] Н.Паляничко «Я – деревенская»,  г. Россошь, 2002г. стр 9

 

назад

Hosted by uCoz